Пожалуй, нет такой игры, которая бы нравилась безоговорочно всем. Здесь как в морали: нет чистого добра или зла - всегда что-то посередине. Даже у идеальной игры своего жанра найдется группа геймеров, кому она не по душе. Так устроены вкусы людей.
Summoner (2000г.) собрал две крайних категории мнений: одна половина игравших ее «хейтит», а другая боготворит. Из-за этого даже обзоры и оценки известных игровых сайтов очень сильно разнятся. Возможно по этим причинам игра не снискала большой славы, хотя впоследствии родила сиквел.
Скажу сразу - игра однозначно неплохая, и определенно понравится любителям классических action-RPG (начала двухтысячных) с хорошим сюжетом. Понравится также тем, кто любит высокую сложность в играх и длительность прохождения.
Несколько слов о механике игры. Под action-RPG мы понимаем: прокачку героя, повышение уровней по мере убийства монстров, и выполнения квестов с одной стороны. С другой - возможность героя или членов отряда перекатываться и целиться с плеча виртуозно махать мечами, стрелять из луков или кидать ледяные стрелы в реальном времени, с динамичным перемещением по полю битвы. Все это в Summoner присутствует. Не сказать что схватки динамичные, как например, в Morrowind или Gothic, однако скучать придется редко. Чтобы добавить изюминку в привычную механику, разработчики ввели систему «связок». Когда мы бьем противника оружием, помимо основного урона можно нанести специальную атаку, если во время нажать кнопку мыши. Виды спец атак: удвоенный урон, отбрасывание, сбивание с ног, замедление, ослабление и так далее, их много. Если у вашего персонажа высокая скорость, а у игрока - реакция мангуста, то связки можно накладывать одна на другую, успешно повергая врагов. Кстати, подобная система очень напоминает сражения из первого Ведьмака.
Настраивать персонажа в начале игры мы не можем, как и выбирать навыки. Играем мы строго за молодого вызывателя Джозефа. По мере прохождения к нему добавятся трое спутников. Навыки мы вручную добавлять не можем, они сами появляются у героя с достижением определенных уровней. То есть, если хотите вместо меча помахать большой дубиной - извольте ждать двенадцатого уровня.
А почему вообще «вызыватель»? Summoner, по лору игры, человек рожденный с меткой (у протагониста она на руке), обладающий способностью вызывать страшных и ужасных монстров с помощью колец вызова. Вызыватель может быть только один, если он умирает, тут же рождается новый вызыватель, дабы вакансия не пустовала. В игре это проявляется возможностью главного героя призывать себе помощников. Начиная от минотавра и заканчивая дракончиками, все зависит от надетого кольца. Одновременно можно вызвать только одного фамильяра. А если главного героя убьют в пылу сражения, то раздосадованный монстрик будет мстить живым членам отряда, за то, что не уберегли вызывателя. Поэтому Джозефа нужно холить и лелеять.
По сюжету игры на родную деревню маленького Джозефа (ему тогда было девять лет) напали бандиты. Мальчик не растерялся и, достав кольцо вызова, призвал могучего демона. Благодарный демон Махивал уничтожил бандитов, а заодно спас всех жителей деревни от их жалкого существования. Наблюдая за адском пламенем, которое охватило родную деревню, Джозеф понял что погорячился с вызовом демона и в ужасе выбросил кольцо в колодец, пообещав в жизни больше никого не призывать. Наивный.
Старый друг по имени Яго утешил мальчика, открыв ему тайну о его вызывательских способностях. Постепенно он стал обучать Джозефа, стараясь научить его контролировать вызванных фамильяров. Все это хорошо, но Джозефу тогда больше хотелось играть в солдатиков и драться с друзьями на деревянных мечах. Он сказал свое веское «Ой все!», и ушел от Яго в очередную тихую деревню.
Игра начинается спустя девять лет, когда в новое место жительства главного героя вторгаются вооруженные люди в поисках некого «вызывателя». А чтобы поиски прошли веселее, они сжигают деревню. Ну елки-палки, опят Джозефу не повезло с местом жительства.
Сюжет в Summoner очень хорош. Есть неожиданные твисты, предательства, откровения и просто смешные ситуации. Ни разу не пожалеете, если пройдете игру от начала и до конца. Пожалуй, одна из самых интересных частей сюжета кроется в ваших спутниках. Как правило, в ролевых играх наши спутники - надежные товарищи, которые готовы прикрыть нам спину и поймать грудью вражескую стрелу. Здесь же я боялся выходить из города со своими напарниками, опасаясь ножа в спину после первой битвы. И причины я объясню.
Флис - воровка с очень темным прошлым.
Но если не обращать на это внимание, то по игре она вполне приятная молодая девушка со своими тараканами в голове. Какое-то время она мне даже начинала нравиться… а потом бац! Жестоко предает главного героя, из-за чего тот лишается руки (на которой была метка вызывателя) и попадает в плен. Да, потом она помогает вызволить Джозефа из плена и глубочайше извиняется, но осадочек уже ничем не смоешь. Все наши психологические проблемы идут с детства. Мать Флис была проституткой, которую зарезал в подворотне обычный алкаш. Воспитал ее человек по имени Танкрид, ставший для нее отцом. Перед смертью Танкрид поделился своей страшной тайной, которая по силе напоминает фразу Дарта Вейдера в конце пятого эпизода:
- Ты знаешь, Флис, я убил твою маму.
Вот это поворот.
Розалинд - волшебница.
Дочь того самого Яго, наставника главного героя. У этой девушки есть причины не любить вызывателя. Дело в том, что Яго гнусно бросил ее мать до рождения Розалинд. И бежал он не от алиментов, а в поисках вызывателя, то есть нашего главного героя. Понятно, какие «теплые» чувства испытывает волшебница к папочке и Джозефу, потому как отец променял ее на деревенского пацана. Мало того, настоятель монастыря, в котором она служит, заставляет Розалинд помогать главному герою против ее воли. Когда она наконец встречается с Яго, тот смотрит на нее непонимающим взором и спрашивает:
- Ты кто такая, женщина?
- Ты не узнаешь свою дочь!? - восклицает она
На что Яго отвечает, мол, найти вызывателя был его священный долг, а всякие там чувства и семья мешают спасению мира. Какая ирония, что в итоге Яго оказывается одержим Махивалом - демоном, которого призвал главный герой в детстве.
Джекхар - воин.
Когда демон разрушил деревню главного героя, кое-кто выжил, а именно - Джекхар. Он прекрасно видел, кто повинен в гибели всех жителей, и затаил глубокую злобу на неудачливого вызвывателя. Он прямо говорит главному герою, когда впервые встречает его в столице:
- Я зарежу тебя к чертям собачьим, если увижу за стенами города.
Но что ты можешь сделать, когда сам король приказывает тебе следовать за Джозефом и всячески помогать ему в странствиях. Джекхар попытался было возразить, мол, главный герой тот еще подлец, уничтоживший родные пенаты. Но вынужден был заткнуться под гневной речью короля. Лишь к концу игры, Джекхар осознал, что не во всем была вина вызывателя, и чуть смягчился.
- Так ты прощаешь меня? - спрашивает Джозеф.
- Нет конечно. Но пока обещаю тебя не убивать, - великодушно сообщает воин.
Миленько.
Сценаристы Summoner неплохо справились с побочными заданиями. Большинство прописаны с интересом и имеют несколько вариантов завершения. Второстепенные квесты хочется выполнять, не только лишь для получения опыта и важных предметов. А опыт здесь нужен, уж поверьте. Битвы довольно сложные, чем лучше ваша партия прокачана, тем проще будет в сражениях, особенно с боссами. Я придерживался следующей тактики: иду по сюжету, получаю по шапке от суровых монстров, возвращаюсь в старые локации и выполняю все побочные задания. Если этого мало, то можно побегать по близлежащим лесам/степям/пустыням и поучаствовать в так называемых «рандомных энкаунтерах» - случайных сражения как в jRPG (передвижение по карте мира осуществляется а-ля Neverwinter Nights 2).
От «куклы» персонажа я просто тащился. Еще со времен Might & Magic VII я испытываю непреодолимое влечение к большому и информативному инвентарю с возможностью примерять все шмотки на герое. В этой игре такая возможность есть. Кстати, минимализм инвентаря вторых ночей невервинтера была одной из причин моего неприятия сиквела.
Почему игра может не понравиться? Для современных игроков - устаревшей графикой. В целом, Summoner мало за что можно поругать. Игра очень сложная и долгая - за пару ночей не одолеете. Часто встречается монотонная беготня по большим локациям, многие из которых мы посещаем больше одного раза. Возникают сложности с управлением напарниками, а боевой системе не хватает динамики и разнообразия.
Двумя годами позже последовал сиквел, под названием
Summoner стоит того, чтобы в нее играть? Следует держать в уме, что это не классика, а при таком количестве первоклассных action-RPG в наше время, выкрасть недельку-другую для прохождения столь старого проекта может позволить себе только блогер, который стримит игры старой школы для своего YouTube канала. Для других - только если сильно зацепит.
Послушайте музыкальную тему Summoner в главном меню. Она прекрасна!
P.S. Занимательно, но разработчиком выступала компания Volition inc., которая отметилась такими замечательными играми как: Red Faction и квадрология Saints Row.